6–10 сентября 2013 года — Мореновые озера — Воттоваара — Игнойла.

Видео-отчёт.

Итак, сегодня 13 сентября 2013 года, пятница, прекрасный осенний солнечный день, мой первый рабочий день после отпуска. :) Отпуск пролетел в одно мгновение, но именно на нём я и остановлюсь поподробнее.

Во вторник, 3 сентября, в первый день отпуска мы планировали приобрести новые покрышки для машины. Собственно этим и занялись; покупка «тапок» была спланирована и согласована заранее: с денежкой заехали к знакомым, они нам затолкали на крышу 4-е новые покрышечки (куперы стт) и надёжно привязали их парой стяжек и верёвкой; после мы двинулись к другому знакомому, занимающемуся шиномонтажом, и он нас переобул в новые «тапки»; пара старых колёс сразу отправилась в помойку, а из остатка у нас появилась нужного размера запаска. Кстати, надо отметить, что на удивление прошлая запаска размером 31х10.5 субъективно оказалась ощутимо тяжелее, чем наш старый мудричь на том же диске, но размером 33х12.5

После успешно добрались до парковки и решили глянуть всё ли теперь у нас готово к поездке; и тут обнаружился сильный износ продольной рулевой тяги, мы были крайне расстроены. Однако и тут нас выручил ещё один знакомый; и в обед следующего дня у нас в руках уже была новая тяга, мы её быстренько установили на место. Ну может не так быстренько как я пишу, повозиться пришлось, конечно, съёмник уже старенький и перекашивался; с одной стороны пришлось повозиться, чтобы выпрессовать шарнир.

На следующий день мы уже думали стартовать, но к счастью решили отшприцевать новую тягу и прочие места до старта, и обнаружили повреждения крестовины заднего кардана. С одной стороны — неприятность, с другой — повезло, что обнаружили заранее. Пришлось его снимать, ехать домой, менять крестовину и потом ставить кардан на место; когда закончили была уже вторая половина дня, и мы решили перенести старт на следующее утро.

И вот 5-го числа, раненько утречком мы наконец стартовали, заправились до верху и в путь! Решили ехать сначала до «мореновых» озёр через Сортавалу. Дорога была свободная, погода отличная и мы довольно быстро добрались до Приозерска, там у нас произошёл первый непонятный казус: раздался какой-то подозрительный звук. В конце Приозерска есть эстакада, закатились на неё, всё посмотрели, подёргали, проверили, происхождение звуков не прояснилось, и больше он не повторялся. И мы двинулись дальше в путь. За Приозерском уже привычный серпантин, дальше граница с Карелией. Ксения где-то на форуме видела отзыв о строящейся дороге и так поняла, что новую трассу уже открыли, тем более, что Ринат рассказывал о своём знакомом, проезжавшем по ней ещё весной. Но не сложилось: она оказалась закрыта и пришлось дальше двигаться по стандартному маршруту с грейдером Хийтола, Куркиеки, Ланденпохья…

И вот не доезжая Сортавалы мы уперлись в пробку.

Дороги в тех краях извилисто петляют и зачастую бывает, что с одной стороны обочины обрыв, а с другой горка. И здесь было именно такое место. Дальнобои сказали, что ещё утром там перевернулся и упал бетоновоз, и поэтому многие в этом месте застревали на несколько часов. Время было уже далеко послеобеденное, и на месте происшествия вовсю кипела работа, сначала грузовиками двигали бочку, потом большим краном таскали и планировали прицепить к другому тягачу.

Дорога была перекрыта полностью в обе стороны и скопилась уже порядочная пробка, но нам повезло и мы ждали недолго, с полчасика, за это время бочка была сдвинута и через краешек обочины стали пропускать легковые машины.

Немного не доезжая Сортавалы у нас опять на несколько секунд появился тот страшный непонятный механический звук. Хоть он нас и напугал немного, мы его всё же проигнорировали, впрочем особых вариантов и не было. Заполнили бак до верха и продолжили наш путь по живописной дороге, проходящей по берегу Ладожского озера.

Дальше мы вышли на новую дорогу идущую на Петрозаводск и  некоторое время следовали по ней, пока наконец не свернули на нужную отворотку в  лес. Вот мы у нашей первой цели — мореновые озёра.

В четвертичный период огромный панцирь льда толщиной до 4 километров похоронил под собой почти всю Европу. Гигантскими волнами шло наступление холода на Землю. Таких волн было несколько. С ними и связано образование ледников. Начиная с  кембрия ученые насчитывают до 5 таких оледенений. В начале четвертичного периода в пятый раз началось великое оледенение. Случилось это более 200 тысяч лет тому назад. Отступил же ледник сравнительно недавно - всего лишь 12-15 тысяч лет назад. Какое отношение имеют ледники к охране неживой природы? Оказывается, они оставляют после себя следы, изучение которых дает представление о составе земной коры, позволяет разобраться в геологических процессах, протекавших в  ней. Очень широко распространены холмы и гряды, состоящие из глинисто-песчаного материала с содержанием до 25-40 процентов различных размеров валунов. Это так называемые моренные отложения. Валуны в моренах окатаны и состоят главным образом из гранитов и гнейсов. Они образовались в результате переноса их ледником и  последующего отложения после таяния ледника. Кроме окатанных валунов на поверхности морены отмечаются местами крупные, до нескольких десятков метров в поперечнике, плохо окатанные валуны гранитов-рапакиви - отторженцы.

Источник: сайт «Ленинградская спелестологическая партия».

А это я с машинкой на одной из стоянок на берегу.

После мы изъездили и осмотрели остальные окрестности и соседние озёра, нашли ещё несколько стоянок, но на ночевку решили отправиться на другие озёра находящиеся неподалеку. По пути остановились около одного из памятников памяти 18-й стрелковой дивизии, который не видели в предыдущие поездки.

Дивизия начала наступление 30 ноября 1939-го года в составе 56-го стрелкового корпуса. Наступала дивизия вдоль дороги Кясняселькя–Уома–Леметти в направлении на Сюскюярви и далее к озеру Янисярви. Поначалу советские войска продвигались успешно, но довольно быстро наступление выдохлось. А с финской стороны последовали контрнаступления. В результате одного из них, начавшегося 6 января штаб и тылы дивизии оказались в окружении в районе Леметти. 7–11 января были отрезаны от снабжения 168-я дивизия и связанные с нею главные силы 18-й дивизии. Ко 2-му февраля финскими войсками был полностью уничтожен котёл «Леметти-северное». Следующее наступление последовало против главных сил дивизии на развилке дорог западнее Леметти. Началось оно 9 февраля. Финны смогли отрезать главные силы 18-й дивизии от большого «котла», в котором находилась 168-я дивизия. Образовавшийся котёл «КП четырёх полков» просуществовал меньше двух недель: 17 февраля оставашиеся там части дивизии пошли на прорыв в направлении 168-й СД, но были уничтожены в бою с двумя финскими батальонами и кавполком. Около 250 красноармейцев было взято в плен, примерно 1,5 тысячи при прорыве погибли, к 168-й дивизии смогли прорваться лишь единицы. 14–15 февраля финны ликвидировали котёл у деревни Лаваярви, гарнизон которого смог прорваться из окружения. В 20-х числах февраля финны усилили давление на последий оставшийся в полосе действий 13-й пехотной дивизии «котёл» «Леметти-южное». В ночь на 29 февраля с разрешения командования, гарнизон пошел на прорыв. Основная колонна под командованием командира дивизии Г.Ф. Кондрашова, составленная из наиболее боеспособных бойцов, смогла вырваться из "котла", но позже, 1-2 марта, была почти полностью уничтожена преследовавшими их финскими подразделениями у озера Вуортанаярви. Погибло и пропало без вести 1513 человек. Вторая колонна под командованием начальника штаба дивизии З.Н. Алексеева смогла выйти к своим войскам. Алексеев спас от гибели 1237 человек, из которых около 900 были раненными и обмороженными.

Источник и подробнее: По следам 18-й стрелковой дивизии. Ещё описание с картами.

Дальше мы отправились на поиски стоянки для ночёвки, сначала проверили несколько отвороток в лес, нашли стояночки, но все они были на небольших озерах, а хотелось помасштабнее, особенно, если соберёмся поплавать на лодке. Одну за другой мы отвергли несколько стоянок, после вышли на интересную дорожку, и только проехав по ней некоторое время, обнаружили, что мы её хорошо знаем и уже не раз тут бывали, и все стоянки там знали, выбрали ту, которая нам приглянулась, и развернули лагерь.

Погода была тихая, безветренная, солнышко постепенно закатывалось за горизонт и с наступлением вечера начало стремительно холодать, пришлось достать более тёплые вещи. :) Грибов было много, ходить никуда не нужно было, достаточно просто пройтись поблизости от стоянки, брали только красивенькие белые и красненькие, в смысле подосиновички. :)

Поздним вечером сделали шашлык.

Проснувшись рано утром увидели лучи восходящего солнца озаряющего верхушки деревьев, над озером стоял густой туман, местами его клубы полностью скрывали даже недалёкие берега.

В процессе приготовления завтрака.

Солнышко уже осеннее, не особо шибко вверх поднимается, но постепенно все больше пригревало, ветра совсем не было, вода на озере была как зеркало.

Постепенно становилось все теплее и теплее, и вскоре уже можно было загорать, в такой день и не поверишь что ночью тут настолько сильно холодает по отношению к дневной температуре.

После завтрака мы созвонились с Ринатом и Мариной, они были ещё дома, но стремительно чинили машину, готовясь выехать к нам. Сначала думали встретиться где-нибудь по дороге, но посчитали часы на дорогу и решили остаться на этой стоянке ещё на одну ночёвку, чтобы к вечеру они нас догнали и на следующее утро уже продолжить путь совместно.

Воспользовавшись появившимся свободным временем, решили поделать полезные дела. Начали с руля: после замены тяги, руль повернулся на 90 градусов, ехать так было неудобно и непривычно, т.к. многие приборы плохо были видны; вроде как задача выглядела не сложной. Отсоединили бибикалку, открутили здоровую гайку и стали мастерить подобие съёмника руля из того, что было под рукой. Эта уникальная конструкция запечатлена на фотографии ниже: два болтика, на них по паре больших шайб, в середину ещё болтик с шайбами и гайкой, хомутом это всё стянули и стали закручивать средний болт, не с первого раза, но конструкция сработала и руль успешно сняли и установили как положено.

Справедливости ради надо сказать, что в машине у нас есть некоторая проблема с электропроводкой в результате чего не работает никакой свет в салоне. Вот и решили это дело попытаться частично устранить, тем более что недавно как раз купили светодиодную ленту, её закрепили по потолку вдоль задней двери, прокинули под обшивкой провода, подвесили кнопку, поставили предохранитель и вот оно заработало. Пришлось, конечно, повозиться и есть ещё чего доделывать, но результат был хорош, и как в последствии выяснилось сделали мы это очень вовремя, ибо последующие стоянки у нас часто начинались ночью. :)

После чего даже топливный фильтр внедрили в магистраль моторчика лодочного, он (моторчик, а не фильтр) у нас приболел немного, но, забегая наперед, скажу, что Ринат как опытный моторист его оперативно подлечил.

К вечеру приехали Ринат с Мариной, вместе обсудили маршрут движения и на следующее утро выдвинулись в путь.

Перед отъездом из города нам пришлось срочно бежать покупать новую антену для си-би связи, старая у нас совсем развалилась; хочется отметить, что кусок березы, на которой она у нас была собрана после поломки, выдержал и не сломался. :) Новая антенка была куплена, всё подтянуто, ксв был собственно ручно замерян, значение оказалось практически идеальным. Так вот эта новая антенка у нас в лесу отвалилась, непонятно как, но видимо из-за кочек и тряски на дорогах и грейдерах один крепёжный винт прутика отвинтился, а второй ослаб и прутик выскочил, нам повезло, что ехали небыстро и он лязгнул по машине с характерным металлическим звуком, остановились, подобрали. Марина хотела пособирать грибы, и пока мы их ждали внедрили антенну на место, подобрав винтик подходящий по резьбе.

После двинулись в сторону Суоярви. Дорога там особо жуткая, убитейший грейдер с глубоченными впадинами, одним словом - мрак.

В прошлый раз в этих местах мы ехали в мае 2011 года. Тогда по моей просьбе остановились около указателя на финское воинское захоронение. Кстати, если проследовать по указанному направлению сначала встречаются могилы русских солдат, потом по широкой тропе можно выйти к стелле с надписью «Полевое кладбище Колоса. В память погибших в войне 1939-40 годов и захороненных здесь 104 неизвестных финских воинов. Финляндское государство», написанной с разных сторон на финском и русском языках. Обратно на дорогу я тогда вышла около указателя на могилу Героев Советского Собюза Парфёнова и Иванова. Впрочем сейчас не о этом.

В этот раз у данного указателя мы останавливаться не стали. Зато чуть дальше Яна разглядела с другой стороны дороги ещё один памятник. А почти сразу после, за мостом через реку Колласйоки, впадающую в озеро Колласьярви, я заметила другой памятник и быстро скомандовала остановку. Вышла из двери и глаза упёрлись тоже в памятник.

Решила сначала вернуться к тому, о котором сказала Яна. Это оказался памятный камень с надписью на финском. А рядом на дереве закреплён лист с фото и надписью, опять же на финском, про Зимнюю войну.

Отсюда с высокого берега было хорошо видно и мост, и озеро с рекой,  и машины за мостом, и убегающую дальше дорогу.

Вернулась обратно, сфотографировала памятники около машин. Это оказались общее посвящение всем погибшим в 1939–1940 и 1941–1944 годах и ещё один аналогичный землякам от жителей Архангельска. И уже практически собравшись сесть в машину, заметила напротив через дорогу у перекрёстка крест. Вообще подобные встречаются сейчас довольно часто и почти всегда не подписаны. Потому не разберёшь в честь чего его поставили: то ли во время Великой Отечественной что-то было, то ли церковь когда-то стояла, то ли ещё что-нибудь. Но всё же почему-то я решила подойти ближе. И не зря, как оказалось. Это был не обычный перекрёсток, а начало своеобразной аллеи памяти: несколько братских могил с останками погибших, найденных во время «Вахты памяти» 2009–2012 годов.

Ксения.

В районе 30 км шоссе Суоярви–Лоймола находился мощный опорный пункт обороны финнов — высота «Чёрная» (гора Коллаа). Здесь стоял знаменитый крест «Коллаа» (12 метров высотой), имевший также неофициальное название «Крест Маннергейма», у которого финские жители и регулярные части финских войск давали клятву верности.

С 4 декабря 1939 года по 10 марта 1940 года в этом районе развернулись тяжёлые бои. За мужество и отвагу, проявленные при штурме высоты «Чёрная», трём советским воинам — В.И.Иванову, В.П.Парфенову и А.А.Розке — было присвоено звание Героя Советского Союза. Однако преодолеть оборонительные позиции финнов на подступах к Лоймоле не удалось.

16 декабря финны начали контрнаступление, в результате которого захватили плацдарм на восточном берегу реки Колланйоки, но развить этот успех не смогли. Кровопролитные бои на рубеже озера Колласъярви - верховья реки Колланйоки продолжались вплоть до окончания войны. В марте 1940 года в районе высоты 187.9 (юго-восточнее озера Суолампи) большие потери понесла 75-я стрелковая дивизия.

Источник: Военно-исторический комплекс «Колласъярви» на сайте «Карельские рубежи».

За пару километров до Суоярви появляется асфальт.

В самом Суоярви есть две заправки, расположенные буквально на расстоянии сотни метров друг от друга на Петрозаводском шоссе. Сначала мы шутили, что соляру там делают перегонкой из древесных опилок, но видимо были слишком хорошего мнения о ней, эта жидкость пахла как-то подозрительно, машина на ней ехала хуже, расход хорошо увеличился, а из выхлопной трубы воняло…, ну в общем совсем не «персиками», мне кажется, что даже какой-нибудь старый грузовик или трактор не переплюнул бы этот запах. :) Забегая наперёд скажу сразу, что на второй заправке соляра такого-же помойного качества, хорошо хоть не черпаком из бочки лить пришлось.

От Суоярви до Поросозера грейдер стал поинтереснее, получше качеством, дорожка постоянно извилисто петляла, то забираясь на горку, то круто с неё скатываясь, то что называют 3-х мерная дорога. :) Да, местные джигиты на шестёрках и зубилах, все как один, кстати, с воздушными крыльями и надписями «спарко», имеют тенденцию лететь в закрытый поворот или по центру, или по встречке. :)

Не доезжая Поросозера свернули вдоль правого берега реки, посмотреть на пороги, которые разглядела на карте Ксения.

На реке решили на стоянку не вставать и двинуться сразу ближе к горе Воттоваара.

Поросозеро — небольшой посёлок, забавно раскинувшийся по обоим берегам реки, соединяющимся ж/д и двумя автомобильными мостами. В итоге путешественники по трассе А132 пересекают здесь реку дважды

Дальше наш путь пролегал от Поросозера до небольшого посёлка Гимолы.

Здесь мы немного поплутали из-за того, что я по дороге успела прочитать прошлогоднее описание: «в Гимолах до самого конца деревни как показывает навигатор не едьте, т.к. там сейчас закрытая территория, надо свернуть направо у дома, где стоит зелёный луазик, потом дорога направо снова, там где разрушенный дом, потом увидите домик с двумя большими тарелками(антеннами), перед ним поворачиваете налево и едете до подстанции и перед ней отворотка налево и оттуда уже попадаете на хорошую грунтовку в сторону карьера.» Луазик мы не увидели, зато нашли кирпич при въезде на закрытую зону. Потом проехали мимо домика с тарелками, но проскочили мимо электроподстанции. :)

Ксения.

После Гимол с километр был идеальной дороги идущей на карьер, а наш маршрут пролегал по лесной дорожке в сторону Воттоваары. Солнце закатывалось и начинало смеркаться, вот уже и свет фар становится заметным.

Первый мостик проблем никаких не вызвал. Выйдя на «окружную» дорогу вокруг горые мы начали её огибать по часовой стрелке, хотя как выяснилось позже короче и легче путь был бы против стрелки. По пути встречались машины припаркованные практически прямо на дороге, со стоянками там совсем плохо: у дороги их пара, причем почти в  прямом смысле прямо на дороге, по сути это и стоянкой-то не назвать. На маленьких болотных озерцах ещё была пара стояночек.

Ксения в одной из тем нашла точку лагеря наверху на плато одной из комплекса гор, и потому несмотря на то, что уже совсем стемнело и все подустали мы всё равно пытались найти туда заезд.

ЛAMБИНА — небольшое озерко, часто встречающееся в холмисто-моренных обл. и в обл. основной морены (Карелия, Кольский п-ов).

На одном из ручейков была вот такая переправа. :)

Практически завершили круг вокруг горы. Марина с Ринатом остановились перекусить на одной из увиденных до этого стоянок, час был уже совсем поздний, а мы проанализировали трек и отправились на разведку одной, показавшейся перспективной, отвилки. И не зря! Как оказалось, именно её мы и искали, теперь, когда нашли, всё выглядит очень просто, а тогда ночью нам тогда так не казалось. :)

Подъезд к стоянке шёл через камни и месево, изрядно перепаханое различными большими колёсами, но после разведки решили, что всё не так страшно, как кажется, и заехали на саму стоянку. Телефон внизу горы, где остались наши попутчики, не брал, зато рация в АМ достала, мы рассказали Ринату маршрут как ехали, и он отправился к нам, местами поглядывая куда ведут наши следы, местами координируясь по рации. Рация — это большое дело, мы всегда это знали; как люди ездят без раций? :)

Пока устраивались и переодевались, к машине из темноты вышел молодой парень и  поздоровался. Оказалось, что на плато рядышком две стоянки, он сказал, что они стоят около озерца, которое Ксения во время разведки не могла найти и очень этому удивлялась, т.к. в описании оно присутствовало. Съев бутерброд я приготовилась завалиться спать. Тем временем до нас добрались Ринат с Мариной.

Это мы увидели утром.

Заодно наконец обнаружили озерцо. Наши соседи (оказалось это ребята из подмосковья) предложили не стесняясь проходить мимо них, тем более, что единственный удобный подход для набирания воды расположен почти вплотную к их стоянке.

Проснувшись утром и позавтракав мы решили разделиться: сначала Марина с Ринатом прогуляются на гору, а потом мы с Ксенией. Я сходила и нашла сухую сосну на берегу пруда, распилила её и заготовила дрова; частично сложили вещи в машине к поездке. Я немного пособирала грибы вокруг стоянки; Ксения тем временем их чистила и варила. После возвращения Марина занялась варкой своих грибов, а мы в свою очередь отправились на прогулку.

Тропинка пролегала вдоль озера и подходила к горе. Немножко забравшись вверх, мы увидели совсем небольшой прудик в скале, по его правому берегу тропинка уходила дальше вверх.

Поначалу лес был зелёный и довольно плотный: сосны, ели, кустарники.

Но на самом плато наверху видимо довольно давно был пожар и от растительности остался только мох. Зато открывается шикарный вид на окружающие просторы.

Виды очень живописные и комментировать их письменно совершенно бессмысленно, это просто надо увидеть. Наверху в районе самой высокой точки горы был обнаружен воздушный змей на леске; надо отметить, что ветер там присутствовал и неслабый, так что можно было его позапускать в небо, но у нас было немного времени, а хотелось ещё посетить интересные закоулочки местности, посему от запуска змея на высоту ещё бо́льшую, чем сама гора, мы воздержались.

Где-то на плато должна быть старая триангулярная точка, по описанию вроде как напоминающая крошечный деревянный шалашик, но мы её не нашли, правда искали по принципу — глянули, не увидели, ну и ладно. :) Двинулись дальше.

Пожалуй главное, чем известна Воттоваара — это сейды (одинокие валуны, которые стоят на более мелких камнях). Встречаются в Карелии, на Кольском полуострове и в Скандинавии. Часто считается, что это объекты культа саамов, многие приписывают искусственное происхождение.

Честно скажу, сами булыжники лично меня как-то не впечатлили, ну лежат и лежат, не то, что пейзажи окрестности на десятки километров вдаль. :) Но для проформы вот, например, такой булыжник:

Вот этот на мой взгляд поинтереснее, напоминает огромное разрезанное яблоко, смерть эппла. :)

После беглого осмотра плато мы двинулись дальше, вот штурман за работой во всей своей красе, прокладывает коварный маршрут для пеших экстремалов с лебёдкой. :) Те, кто говорят, что навигация там глючит и т.д. и т.п., неправы, всё работает как часы, всё точно и никаких навигационных глюков и потерь спутников, и это даже не специализированный нафигатор, а обычный смартфон. Правда он питался от автономного источника питания ёмкостью в 7 ампер/час. :) Ну да иногда он любит «есть» батарейку, а такой ему на неделю хватит, если не дольше, ещё всю не скармливали. :)

Нам надо пройти к точке, называемой «лестница в небо»; на самом деле, что это такое, и как выглядит хоть примерно, что будем искать, мы не знали совсем; вот минус прокладывания маршрут поездки прямо по ходу следования; готовились бы заранее, конечно, были бы обо всём в курсе; а так только наспех в дороге прочитанные отчёты; но и в таком режиме следования есть свой определённый шарм, когда заранее всё знаешь вроде как уже чего-то ожидаешь, но это я забегаю наперёд, об этом чуть позже.

Местами там встречаются вот такие лужицы, а местами целые настоящие болота.

Шли как говорится по направлению, никаких тропинок, пересечённая местность с горами, завалы леса, болотины, кустарники и многое другое по ходу нашего следования ощутимо поглощало наши силы. Хотя и сказать, что двигались точно по азимуту будет не верно, шли как получается весьма изрезанной, линией стараясь придерживаться нужного направления. Фото с лесами и буреломом банально нету, устали и не до того было.

Добрались до первой отмеченной точки. Кругом лес, ничего примечательного или мало-мальски выделяющегося не нашлось, немного подрастроились, и двинулись в направлении второй точки. Там дела обстояли более обнадеживающе, пробравшись с пару сотен метров увидели выступающие скальные породы, поняли — нам туда. :) Вскарабкались, сначала увидели нечто такое:

Как обычно для той местности булыжник на булыжнике. :)

Наверху подобие более-менее горизонтального плато.

Время поджимало и пора было двигаться в лагерь, ничего особенного мы не обнаружили. Но Ксения не сдавалась и продолжала поиски, и, как говорится, кто ищет, тот всегда найдёт: мы были буквально в десятке метров от цели поиска. Это место произвело на меня большое впечатление! Это сложно передать словами. Вот подножие:

Так оно выглядит целиком

А вот видимо почему оно называется "лестницей в небо" продолжение там такое: резкий обрыв вниз.

Настало время двигаться в лагерь.

Вопреки нашим ожиданиям, никаких тропинок, уходящих с плато, мы не нашли, потому путь к лагерю был не лёгок и совсем не быстр. Подустали сильно, зато набрали ещё грибов, и наконец выбрели к нашему озерцу, спустились, преодолели заболоченные берега и вышли к машинкам. Пора было собираться в дорогу. Марина доваривала грибы, потом мы устроили обед. Специально грибы мы не собирали, брали только то, что по дороге попалось и понравилось визуально, тем не менее их почему-то оказалось по итогу довольно много. Ксения их потом по дороге в машине почти час наверное чистила. :)

Надо, кстати, отметить, что многие из них зачервиветь не успевали и были чистенькие-чистенькие.

Обед закончен, вещи все уложены, машинки готовы к старту. Нам предстоит ещё перегон и поиск стоянки в неизвестном месте, а времени уже далеко за обед, вернее ближе к вечеру, часов 6-ть наверное.

Вот наша стояночка перед отправлением, спасибо ей и нашим соседям, ребятам из подмосковья, которых практически не было ни слышно, ни видно, за гостеприимство. Я думаю они удивились: первый раз, когда мы ночью приехали, а второй раз, когда на следующий день в ночь уехали. :)

Спуск с горы тоже оказался живописным. Если по свету. :)

На выезде мы хотели увидеть так называемые «вигвамы» и посетить стеллу на смерть- горе. На этот раз даже GPS-координат у нас не было, только описание в одном из отчётов. При этом почему-то сложилось ощущение, что всё это должно быть видно с самой дороги. Ринат с Мариной немного отстали, а мы уехали вперёд, решив проверить дорогу до поворота. В намеченном конце маршрута обнаружилась развилка, а времени на исследование уже не было совсем, а стоило нам развернуться, как Ринат сказал в рацию, что они обнаружили какую-то интересную лестницу. Конечно, Ксения решила подняться наверх, и именно там обнаружился памятник русским бойцам партизанского отряда.

На ум приходит текст песни Визбора «Рассказ ветерана».

Окопчик наш — последняя квартира,
Другой не будет, видно, нам дано.

И я шепчу: „Постой, Виталий Палыч,
Постой, подпустим ближе, дорогой“.

И солнце жарит — чтоб оно пропало! —
Но нет уже судьбы у нас другой,
И я шепчу: „Давай, Виталий Палыч,
Давай на всю катушку, дорогой!“.

Где пахота заботливо обходит
Печальную фанерную звезду

29 июня 1942 года 1 партизанская бригада Карельского фронта в составе шести отрядов под командованием майора И. А. Григорьева выдвинулись к линии финского боевого охранения между Сегозером и Елмозером в Сегозерском (ныне Сегежском) районе Карелии. За плечами у каждого из 648 партизан свыше двух пудов груза — оружие, патроны, двадцатидневный запас продуктов, взрывчатка походное снаряжение…

Этот рейд называют «легендарным», «героическим по силе мужества людей» и «беспощадным по количеству потерь». Ему посвящены романы: финского писателя Пентти Тикканена «Разгром партизанской бригады» (1973 год) и карельского прозаика Д. Я. Гусарова «За чертой милосердия». (1976 год), документальный фильм «Звенящая тишина».

Боевое задание штаба партизанского движения — конкретное и едва ли полностью осуществимое в тех условиях — было известно лишь командиру бригады И. Григорьеву, комиссару Н. Аристову, начальнику штаба Д. Колеснику.

подробнее

Предстояло скрытно пересечь линию фронта, глухими лесами преодолеть 150-километровый путь до Поросозера в Суоярвском районе Карелии, внезапным ударом разгромить штаб 2-го финского корпуса, потом, разделившись на отряды, в течение двух недель действовать на вражеских коммуникациях, вновь соединиться и разгромить штаб 7-го финского корпуса в городе Кондопога Карелии, затем продолжить диверсии на дорогах.

Сложности начались с самого начала. Перейти финскую границу охранения смогли только 12 июля, совершив почти стокилометровый обход и потеряв около 50-ти бойцов в стычках с дозорами и на минных полях. А 15 июля 1942 года финский патруль обнаружил тропу, определил направление их маршрута. И два взвода с рациями вышли по следу, а две пограничные роты выдвинулись на перехват – одна к деревне Юккогуба, другая – к деревне Сельга Медвежьегорского района.

18 июля 1942 года в безлюдном лесном поселке Тумба Муезерского района, где партизаны в течение нескольких часов безуспешно ждали самолеты с продуктами, произошел первый скоротечный бой. Численность партизан финны определили с завышением и это количество сразу же встревожило финскую ставку. Маршал Маннергейм немедленно отдал приказ командующему Массельгской группой войск, генерал-майору Лаатикайнену: «Ни один советский партизан не должен вернуться на свою сторону!». Финские печатные источники подтверждают, что к началу августа 1942 года против партизанской бригады было задействовано свыше пяти тысяч солдат и офицеров.

В дальнейшем вплоть до 29 июля почти ежедневно происходили мелкие стычки между бригадой и финскими группами преследования. Появились раненые, снабжение продовольствием по воздуху так и не было налажено, а прокормиться в середине лета в карельском лесу большому количеству людей проблематично.

29 июля 1942 года, когда до Поросозера осталось сорок километров, из Беломорска пришел приказ: выходить в свой тыл, по пути уничтожая гарнизоны противника.

30 июля 1942 года командир бригады майор Григорьев И. А. радировал в центр: «Возвратились на высоту 261,9. Ждём здесь продукты питания. Положение тяжёлое, имею ещё два случая голодной смерти. Спешите. Мы все погибнем, но не уйдём отсюда, пока не получим продуктов».

К вечеру противник большими силами окружил высоту, подтянул лёгкие минометы, и начался долгий двенадцатичасовой бой — самый крупный, упорный и кровавый для обеих сторон. Потери финнов составили свыше 200 человек, партизаны потеряли 60 убитыми, 35 ранеными, 12 пропало без вести. К утру, когда от захваченного пленного стало известно, что к высоте подтягиваются новые финские силы, решено было прорываться.

Весь дальнейший трехнедельный путь бригады в свой тыл – это беспрерывная череда арьергардных боев и прорывов через заслоны, устраиваемые на каждой из четырех дорог, на переправах через реки, на проходах между озерами. Ранним утром 25 августа 1942 года вчетверо поредевшая цепочка усталых, измотанных партизан вышла к реке Сегежа возле поселка Услаг Сегежского района карелии. Позади остались 57 дней, пятьсот километров узких и длинных таежных троп, 26 смертельных схваток с противником, беспрерывный голод, 6 прорывов через заслоны и окружения. За линию фронта уходило 598 человек, а назад вернулось только 140.

И все же бригада сделала, казалось бы, невозможное. В самый опасный и решающий период войны, когда немецко-фашистские войска стремительно рвались к Волге и Кавказу, когда на юге оборонительных боях полностью гибли полки и дивизии, она мужественно сражалась с десятикратно превосходящими силами противника на его территории, притянув к себе весь стратегический резерв финнов на Масельгском направлении, в течение целого месяца. И то, что противнику не удалось добиться своей цели и уничтожить бригаду, что она во главе со штабом вышла в свой тыл, стало важнейшим психологическим фактором в дальнейшем ходе партизанской войны на севере.

Однако долгое время поисками погибших во время этого рейда никто не занимался, хотя и было многое написано о подвиге партизан, спорили о значении рейда, спорили о судьбе без вести пропавшего отряда Попова «Мстители», отправившегося за тюками с продовольствием и не вернушегося. И только в 1980 году стараниями командира местного поискового отряда Сергея Симоняна из Суккозера и председатель комитета ветеранов Карелии Тайсто Олавовича Каинулайнена из Падан, начались поиски и перезахоронение погибших партизан. На местах самых крупных боев поисковым отрядом Сергея Симоняна поставлены памятные знаки - на высоте 195, где погиб отряд Попова «Мстители», сопке около берега Витчозера, где 13 августа погибли семнадцать партизан из отряда «Боевые друзья», в других местах. Одним из первых был установлен памятник на высоте 264,9.

Источники: геокешерская точка За чертой милосердия, Путь на Воттаваару и обратно на сайте «Окрестности Петербурга».

Лестница от дороги у подножия ведёт на самую вершину. А по пути к склону скалы прикреплены скамеечки для уставших.

Мы продолжили наш путь и вскоре на перекрёстке нашли и те самые «вигвамы».

По дороге Ринат подраскоряпил немного мост. :)

До Игнойлы проследовали без приключений, по пути Ксения чистила последнюю партию грибов.

Там решили сделать остановку для забора питьевой воды из колодца.

Однако вода в нём оказалась какая-то странная.

И мы отправились дальше в путь.

На одном из более прямых участков шоссе между машиной Рината и нашим патрулём решил перейти дорогу настоящий живой медведь. Мы настолько удивились, что даже не успели вооружиться фотоаппаратом. А жаль!

Солнце зашло и стало быстро темнеть. Думали на ночёвку остановиться на берегу озера не доезжая Леппяниеми, однако эта идея с треском провалилась. Единственное место у моста выглядело совсем не привлекательно, чисто рыбацкая стоянка с малюсенькой полянкой, остальные же отворотки и вовсе выводили к новым строящимся домикам.

Решили попробовать пробраться на мысик за поселком Кипронмяки, поначалу натыкались на домики, потом вышли на старую дорогу ведущую к мысу. Однако местность была весьма противненькая, узкая дорога справа и слева болотинки и канавки с кустами, доехали до конца, там хоть развернуться смогли и поспешили покинуть малоприятное место в поисках нормальной стоянки.

С этим пришлось немножко помучиться, но результат стоил того: нашли нормальное место и даже с дровами. Ксения сварила ещё несколько порций грибов для консервирования и отправились спать.

Утром быстренько позавтракали и отправились в дорогу.

В планах по пути к дому было ещё посмотреть на Игнойльскую ГЭС. В селе Вешкелица в последний раз мы съехали с асфальта. На озере плавали лебеди, а в одном из дворов на крыше стояла цапля. Однако они оказались искусственными.

В отличие от тех малых ГЭС, что мы видели раньше, здесь «смотровая площадка» оказалась на другой стороне реки сразу за мостиком. Любопытно всё же выглядят русла рек рядом с ГЭС в период малой воды. А заодно можно походить по камням, весной скрытых водой.

Игнойльская ГЭС расположена на реке Шуя. Мощность ГЭС — 2,7 МВт, среднегодовая выработка — 14 млн кВт·ч. В здании ГЭС установлен один поворотно-лопастной гидроагрегат, работающий при расчетном напоре 8 м. Гидротурбина четырехлопастная, диаметр рабочего колеса 2,7 м, производства шведской фирмы KMW. Генератор производства фирмы ASEA.

ГЭС пущена в 1936 году, в то время ещё на территории Финляндии. Во время Великой Отечественной войны станция была разрушена, восстановление закончено в 1946 году. Гидроагрегат ГЭС был модернизирован в 1997—2002 годах с заменой камеры рабочего колеса. Осенью 2007 года на ГЭС было закончено строительство четырехступенчатого рыбохода лестничного типа, предназначенного для пропуска лососёвых рыб к нерестилищам.

ГЭС находится на популярной среди туристов-водников реке Шуя. Это одно из не многих мест где к реке есть подъезд, поэтому весной и летом здесь довольно многолюдно. В связи с этим становится понятной удивившая нас табличка на стене ГЭС, гласившая, что магазина здесь нет.

Собственно деревня Игнойла состоит из действующей ГЭС — её персонала из 3-х человек и нескольких домов на противоположном берегу.

wikimapia

Дальше пора было уже поспешать домой. И мы выдвинулись в сторону Петрозаводска, и дальше на Мурманскую трассу. Съехав вот с этого мостика у нас случилась совсем беда с коробкой передач, попросту говоря она рассыпалась, что-то заклинилось и  отключились 2-я, 4-я и задняя передачи, при этом стало легче включать 5-ю, а 3-я совсем завыла.

И дальше мы аккуратненько, чтобы как можно меньше мучить коробку проделали путь домой. Были большие опасения что можем не доехать своим ходом, однако нам повезло и мы самостоятельно добрались до парковки у дома.

Вот и все наши приключения в этом отпуске. :)